Версия для слабовидящих

Официальный сайт Администрации

 

QR-код официального сайта МБУК РСП КР «Раздольненский СДК»

qr-code

Новости

Марш-строй

8 мая 2019 года раздольненские юнармейцы прошли марш-строем перед ветераном Великой Отечественной Войны Немцовым Александром Ивановичем, который по состоянию здоровья не сможет посетить праздничные мероприятия, посвященные Дню Победы 9 Мая по месту проведения.

Троекратное "Ура" прозвучало в честь Дня Победы для Александра Ивановича. 
Предлагаем вашему вниманию воспоминания ветерана ВОВ Немцова Александра Ивановича. 

Перед Великой Отечественной войной в станице Раздольной было две школы, две паровые мельницы, два кирпичных завода, три колхоза («Серп», «Молот», «Соцударник») общей площадью закреплённых земель 6947 гектаров. В колхозах насчитывалось 6 колёсных тракторов, 6 автомобилей, 5 косилок, 240 лошадей. Комбайны нанимали в МТС. Животноводческая база колхозов состояла из трёх молочно-товарных ферм, где содержалось 430 коров. В индивидуальном секторе было 740 коров. Жить бы, трудиться и радоваться.
День 22 июня 1941 года разделил жизни людей на «до» и «после». Между радостными трудовыми буднями и скорбью последующих четырёх лет – пропасть. В первые дни войны призвались в армию 137 раздолян, многие из них совсем молодые ребята, недавно окончившие школу. Встретили они войну на различных её участках, в том числе и на Западной границе. В районе г. Ломэки дислоцировалась 6-я Чапарско-Терская казачья кавалерийская дивизия, в ней служили многие из Кореновского района.
Осенью 1941 года враг глубоко проник на территорию нашей страны, нависла угроза и над Северным Кавказом. В это время началось образование добровольческих боевых соединений. Казачьи сотни (эскадроны) создавались во всех районах края. В них записывались люди пожилые, в большинстве своём участники гражданской войны, и молодые, чей возраст был ещё не призывной. Экипировались они колхозами. Каждому казаку нужно было подобрать хорошего коня, седло, кавалерийскую сбрую. В подборе коней для кореновской сотни многое сделала коневод Барская А.В. А в колхозах, в том числе и раздольненские мастера, организовали портные и сапожные мастерские.
Кузницы колхозов и МТС готовили исконно казачье оружие – шашки и кинжалы. Недостающее оружие подготовили рабочие завода им.Седина, специалисты завода подобрали нужный режим термообработки буферных пружин ж/д вагонов. Изготовленные шашки не уступали по качеству дореволюционным. Первоначальную военную подготовку Кореновская сотня проходила в ст. Платнировской и была зачислена в 17-ю Кубанскую казачью кавалерийскую дивизию. Одним из организаторов казачьего эскадрона Кореновского района был Мазко С.. На базе 17-й дивизии был создан кавалерийский казачий корпус. В начале 1942 года корпус был зачислен в кадровый состав Красной армии. 
На ростовском шоссе, на высоком берегу стоит монумент. Вылитый из бетона всадник – казак на вздыбленном коне с обнажённой шашкой, устремленный на Запад. На монументе высечен гвардейский знак и надпись: «В честь Гвардейского кубанского кавалерийского корпуса». Это и есть рубеж, где казаки Дона и Кубани стояли насмерть, полные решимости разгромить врага.
В составе 4-го кубанского казачьего кавалерийского корпуса сражались раздольненцы: Копать М.И., Сопко А.П., Немцов А.Н., Волченко А.Ф., Солопов А.Ф. 
Немцов Александр Иванович родился 14 августа 1924 года в станице Раздольная Кореновского района Краснодарского края в семье простых колхозников. Мать - Немцова Наталья Тарасовна, отец-Немцов Иван Никифорович. Окончил 7 классов в станице Раздольной, затем ещё 2 класса в станице Платнировской. После школы нигде не учился. О начале войны узнал из сообщения по сельскому радио. Первое чувство, которое испытал, был страх, тревожность. На фронт был призван в 1943 году в возрасте 19 лет из станицы Раздольной. Воевал в 4-ом Кубанском Казачьем корпусе, в противотанковой батарее. Воинское звание-сержант.
Участвовал в освобождении города Таганрога, с боями прошел до Чехословакии. Победу встретил в госпитале города Бруно.
Был ранен в Белоруссии, лежал в госпитале. 26 апреля за несколько дней до окончания войны ранен повторно и находился на лечении в госпитале в Чехословакии.
Из воспоминаний участника Великой Отечественной войны НЕМЦОВА Александра Ивановича: 
«…Был призван в армию в марте 1943 год. Обучение проходил в Кагальницком лагере (место прежних боёв 4 кубанского казачьего кавалерийского корпуса, всё еще «свежо» было…), здесь шло формирование 9 дивизии до сентября 1943 года.
Получил окончательное назначение в 32 полк 9 дивизии, 4-го Гвардейского Кубанского Казачьего корпуса арт. наводчиком. Уже в сентябре 1943 года совершил рейд в обход Таганрог. В корпусе было много друзей различных национальностей. Запомнился приезд артистов на фронт, концерт детей в госпитале в Белоруссии город Слоним где был ранен в ногу».
В труднейшем сражении у Чешского города Брно 26 июня1945 года был ранен, более года находился на излечение в госпиталях, выписался июне 1946 года. Вместе со мной в 32 полк 9 дивизии получили назначение и мои земляки-жители станицы Раздольной: Волченко А.Ф.-артиллерист, Копоть М.И., ездовой Лихимцев, Пряхин-старшина эскадрона, Сафонов А. Ф., Сопко Алексей в миномётную батарею, Собко Василий - в другом подразделении, был наводчиком в противотанковой батарее».

Из воспоминаний НЕМЦОВА Александра Ивановича.

«…мой дед Немцов Никифор Прохорович 1870 г.р. родился на хуторе Праздничном в зажиточной казачьей семье. Бабушка, Фекла Анисимовна 1874 г.р., до замужества Белякова, родом из состоятельной казачьей семьи. У них было 4 сыновей и 3 дочери. Среди сыновей мой отец-Иван Никифорович 1896 г.р. Дед был урядником. Семья кроме земли, сельскохозяйственного инвентаря имела скот, мельницу, 2 магазина, 2 ресторана (один был расположен на выезде в Усть-Лабинск, другой на речке 2-ые Кочеты, магазин по современной улице Фрунзе (около ДК и кафе). Имел двух верблюдов, по праздникам катал родственников. Летом использовался труд наемных рабочих. Мой отец женился на Кузнецовой Наталье Тарасовне, она была из богатой казачьей семьи. Дед перед самой революцией развелся с бабушкой, успел избавиться от мельницы, ресторанов. Пользовался большим доверием станичников. На сходе граждан был избран делегатом для получения инструкций в штабе Революции в Екатеринодаре. Знаю, что в марте 1920 года, после восстановления Советской власти, он получил мандат и стал председателем станичного ревком, а на выборах в декабре 1920 года он избирается председателем Станичного Совета. 
Затем он занимал различные выборные должности, в том числе в Кореновске. В 1937 году был репрессирован, дальнейшая его судьба неизвестна. Отец мой окончил церковно-приходскую школу, она находилась около церкви, в районе современного ДК. Помогал в ликвидации неграмотности. Судьба его сложилась трагично. Был призван в армию в 1941 году, в районе Полтавы попал в окружение, потом плен. Он, как и другие, не успел даже присягу принять. После освобождения из плена его на 10 лет оправили в Воркуту. Там, на шахтах, он проработал до 1954 года. Был полностью реабилитирован. До войны я окончил 9 классов. Перед оккупацией станицы работал в колхозе. Был возчиком, возил на строительство обводного вала в Ладожскую и Ново-Николаевскую инструменты и продукты для наших колхозников, которые там работали. 
Помню, как под вечер 5 августа 1942 года немцы входили в станицу со стороны хутора Казачьего. Боя не было. У нас на улице немцев в домах не было (конец улицы Советской и Садовой), но грабить приходили. Мне пришлось прятаться. Немцы агитировали молодежь вступать в армию, обещали различные блага, несколько человек собрали, но они вскоре поубегали и до прихода наших прятались. После освобождения станицы, в марте 1943 года был призван в армию. Мне повезло: вместе со мной в 4-й Гвардейский кавалерийский Кубанский казачий Корпус были призваны Копоть Михаил Иванович, Лихимцев Михаил Семенович, Собко Алексей Яковлевич, Сафонов Алексей Филиппович, Волченко Александр Федорович, Пряхин Петр Павлович. Обучение мы проходили в Кагальницком лагере, месте, где корпус в 1942 году вел бои. Следы боев были хорошо видны. Воевал я наводчиком в минометной батарее, в 32 полку 9-й дивизии. Наш путь пролегал через Украину, Молдавию, Белорусь, Польшу, Румынию, Венгрию. В жесточайшем бою под Брно получил тяжелое ранение. Война для меня закончилась в июле 1946 года. В живых нас остается все меньше, но по мере возможности мы собираемся на встречи. 
…Рассказ продолжает жена Александра Ивановича Анна Николаевна (до замужества ЗИНЧЕНКО). 
У нас в доме стояли немцы, во дворе устроили кухню. Пшеница была насыпана ворохом. Молоть пшеницу и печь хлеб заставляли трех военнопленных. Они предупредили маму, когда уже наши подходили, чтобы мы никуда не уходили, а спрятались. Мама дала им гражданскую одежду, и они ушли. Хорошо мне запомнился поход за соломой. Мама попросила сходить, я взяла мешочек и пошла, уже почти набрала соломы, как ко мне подъехал полицай. Он заставил высыпать солому и сильно побил плеткой. Мама Анна Гавриловна пошла жаловаться атаману. Маме не только не посочувствовали, не пообещали наказать виновных, а еще били и приговаривали: «Не учи воровать»! Перед освобождением станицы немцы начали жечь дома и коров отбирать, угнали и нашу, и у Немцовых забрали. После освобождения станицы я пошла вместе с мамой работать в полеводческую бригаду, и доработала до пенсии. А с того времени еще помню, как к нам привел разведчиков Алексей Гурин. 
Домик у Александра Ивановича и Анны Николаевны небольшой, но уютный. Жить бы, да радоваться, но беды преследуют их. Старший сын, подводник, погиб, сказалась служба. Погиб и второй сын, спешил на ферму, что-то там случилась, нужна была его помощь. Было темно. В станице живет семья сына, невестка и внуки стараются согреть своим вниманием бабушку и дедушку.

DSC08208

DSC08223

DSC08231

DSC08243

DSC08247

На один уровень выше