Версия для слабовидящих

Официальный сайт Администрации

 

QR-код официального сайта МБУК РСП КР «Раздольненский СДК»

qr-code

Новости

О.В. Матвеев Из истории церковного прихода станицы Раздольной

Выход в свет обобщающих «Очерков истории и культуры православия на Кубани» не только позволил подвести итоги изучения конфессиональной проблематики региона, но и выявить имеющиеся лакуны [1].

В частности, очевидна необходимость микроисторических исследований на уровне отдельных приходов и персоналий, рассчитанная на длительную перспективу поисковая источниковедческая работа [2. С. 19]. В статье предпринята попытка реконструкции дореволюционной истории церковного прихода станицы Раздольной.

В известном справочнике по Ставропольской епархии Н.Т. Михайлова представлена следующая версия основания ст. Раздольной: «Станица населилась в 1804 г. из казаков ст. Воронежской и первоначально называлась Воронежским хутором. В 1858 г. 6 января хутор подвергся нападению горцев, которые истребили его почти до основания: часть жителей вырезали, часть взяли в плен, а самый хутор подожгли. Подоспевшие казаки ст. Воронежской настигли горцев близ Кубани, верстах в 2-х от станицы, оттеснили их в огромный яр и здесь истребили почти всех поголовно.

В 1880 г. хутор был назван поселком Праздничным по фамилии хозяина единственной в хуторе мельницы; в том же году было открыто и хуторское правление. В 1890 г. в хуторе отстроена церковь, а в 1892 г. открыт самостоятельный приход. В 1903 г. хутор был переименован в ст. Раздольную и совершенно отделился от Воронежской» [3. С. 454].

Версия о выходе воронежцев на хутора уже в год поселения станицы выглядит сомнительной. В документах Государственного архива Краснодарского края сохранился приговор жителей пос. Праздничного от 18 января 1884 г., в котором утверждается, что капитальным постройкам в поселке 57 лет. «Ныне имеется в нашем поселке с хутором при р. Бейсужек населения казачьего составило 135 семейств, а так местности населенные при р. Кирпили с обеих сторон и при р. Бейсужок с левой стороны обзаведена построениями более 57 лет, причем разведены в больших количествах фруктовые сады и другие немолодые деревья, капитальные постройки» [4. Л. 16 об.–17]. По-видимому, хутор, послуживший началом станицы Раздольной, был основан около 1827 г. Указание об истреблении хутора черкесами в 1858 г., на исходе Кавказской войны, и об уничтожении напавших горцев в 2-х верстах от станицы не находит подтверждения в документальных источниках и, скорее всего, легендарного происхождения: к этому времени передовые линии продвинулись далеко вглубь гор. Д.В. Шахов, зафиксировавший в 1880 г. в ст. Воронежской схожий сюжет об истреблении напавших горцев, вообще датировал это событие 1864 г. [5. С. 252], когда Кавказская война уже закончилась. В списке казаков ст. Воронежской 1804 г., опубликованном В.А. Колесниковым, фамилия Праздничный отсутствует [6. С. 124–125], как и в списке жителей поселка Праздничный, подписавших приговор схода 18 января 1884 г. [4. Л. 17 об. – 18]. В то же время, представляет интерес упоминание Д.В. Шаховым большого кургана в полутора верстах от хуторов Кирпили под названием Праздничный [5. С. 252], что позволяет предположить наименование хутора не от фамилии владельца мельницы, а от давно известного топонимического объекта.

Таким образом, данные Н.Т. Михайлова нуждаются в сверке с другими источниками, для чего необходимы дальнейшие архивные разыскания. Достоверно известно одно: 19 марта 1880 г. хутора на р. Кирпили в юрте станицы Воронежской были объединены в поселок Праздничный [7. С. 2].

Выделение самостоятельного поселка, по-видимому, мало устраивало жителей ст. Воронежской, претендовавших на удобные земли на левом берегу Кирпилей. В своем приговоре 13 апреля 1880 г. воронежцы писали: «По распоряжению начальства на речке Кирпили в юрте нашей станицы из хуторов, названных Праздничным, учрежден поселок, каковой нам, станичным жителям, причиняет стеснение в хлебопашестве и разведении скота, а так как у нас имеется еще речка, называемая Бейсужек, отстоящая от станицы в двадцати семи верстах, где также имеются хутора в количестве восемнадцати жительских дворов, где мы желали бы передать учрежденный у нас поселок с перечислением поименованных выше хуторов, состоящих при речке Кирпили; речку же эту оставить нам свободною для нашего пользования» [4. Л. 1].

Однако жители пос. Праздничный не согласились с решением схода ст. Воронежской. В своем приговоре от 15 августа 1884 г. они писали: «Перейти нашим населением с левой на правую сторону р. Кирпили не имеем желания; да и не представляется никакой возможности по случаю того, что есть в обзаведении домашностей наших некоторых жителей с давнего времени в большом количестве хорошее садоводство и домашние обстройки такие, что если придется переходить на новое место, то каждый домохозяин имеет потерпеть убытков от 500 и до 2000 руб. серебром» [4. Л. 19 об.].

Чтобы узаконить свое пребывание на левом берегу Кирпилей, праздненцы отвели здесь место под строительство церкви и добились решения Кавказской епархии 27 декабря 1882 г. о постройке «в пос. Праздничном, принадлежащем к приходу станицы Воронежской, новой деревянной церкви Во имя Вознесения Господня» [8. С. 43]. В своих спорах с воронежцами они теперь прикрывались этим решением, как щитом. В приговоре от 18 августа 1884 г. жители пос. Праздничного сообщали: «Мы с общего согласия пожелали устроить в нашем поселке деревянную церковь во имя Вознесения Господня для чего испросили уже от Епархиального начальства разрешение и получили храмоизданную грамоту; под устройство церкви нам обозначено удобное посреди поселка место с левой стороны р. Кирпили, и для устройства оной мы собрали денежные суммы на 4000 руб. сереб. Буде же общество ст. Воронежской не позволит нам иметь с этой стороны толочные для пастьбы скота места и прикажут нам принимать паевые наделы в общем определении по всему юрту, то в таком случае положительно нам воспрепятствуют соорудить желанный нам святой храм» [4. Л. 17]. В одном из своих прошений праздненцы писали, что место под церковь было освящено приходским священником ст. Воронежской Иоанном Поярковым и огорожено, а затем сюда был приглашен отслужить молебствие епископ Кавказский и Екатеринодарский Герман [4. Л. 25 об.]. Очевидно, кавказский первосвященник, радовавшийся проявлению благочиния праздненцев, и не подозревал, какую бурю в отношениях между поселком и станицей вызвал его молебен. Возникшая бурная переписка, по-видимому, потребовала вторичного решения епархии: 11 мая 1888 г. было опубликовано постановление Ставропольской епархии о разрешении построить «деревянную церковь с колокольней во имя Вознесения Господня в пос. Праздничном» [9. С. 396].

Данные клировых ведомостей 12-го благочинного округа за 1892 г. о возведении в Праздничном церкви также несколько отличаются от сведений Н.Т. Михайлова: последний сообщал, что в поселке отстроена церковь в 1890г. [3. С. 454]. В документе 1892 г. однозначно указывается: «Церковь тщанием прихожан окончена постройкою в 1891 г. и в том же году по распоряжению Преосвященнейшего Евгения, епископа Ставропольского и Екатеринодарского освящена. На постройку церкви имеется грамота, выданная 12-го мая 1888 г. за № 2616 Преосвященнейшим Владимиром» [10. Л. 111].

«Зданием деревянная, – описывала ведомость Вознесенскую церковь, – с таковою же колокольнею на каменном фундаменте, холодная, покрыта железом, крепкая. Ограда около церкви дощатая крепкая» [10. Л. 111]. «Причт к сей церкви прикомандирован, – сообщала далее ведомость. – Земли усадебной для духовенства при сей церкви не имеется, а пахотной и смежной нету. Домов для причта не имеется, а выдаются из общественных сумм квартирные деньги. На содержание причта жалования не полагается, а пользуются священно- и церковнослужители доброхотным даянием прихожан за исправление треб. Зданий, принадлежащих церкви, не имеется, кроме новой сторожки, крытой железом, устроенной в церковной ограде для помещения сторожей. Станичного училища не имеется» [10. Л. 111–111 об.].

Первым священником церкви пос. Праздничного стал Леонтий Васильевич Шрамко, которому в 1892 г. было 34 года. Он сын священника, окончил курс Кавказской духовной семинарии по 2-му разряду, был рукоположен в диаконы, а затем в священники к Свято-Георгиевской церкви ст. Азовской, в 1886 г. состоял катехизатором в 18 благочинном округе. 29 сентября 1887 г. согласно прошению переведен в ст. Ключевую, 20 октября 1887 г. – к Иоанно-Златоустовскому молитвенному дому селения Новоивановского. В 1890 г. отец Леонтий награжден набедренником. 23 октября 1892 г. священник был переведен в церковь хутора Праздничного. «Грамоту на сан имеет, – сообщала ведомость, – читает, поет прекрасно, устав церковный знает и выполняет, пастырские обязанности проходит с должным усердием, поведения очень хорошего, недвижимого имения не имеет; под судом не был» [10. Л. 112 об.]. Леонтий Васильевич был женат на 28-летней Наталье Ивановой, имел сыновей Антона, 7 лет, и Василия, 4 лет; дочерей Марию, 6 лет, и Елену, полугода.

Псаломщиком в это время служил 20-летний Александр Михайлович Иванов, сын мещанина г. Майкопа Михаила Николаевича Иванова. Александр Михайлович окончил курс Лабинского Александровского двухклассного училища по 2 разряду. Исправляющим должность псаломщика был назначен 23 ноября 1892 г. [10. Л. 113 об.]. Церковным старостой в 1892 г. на три года был избран 49-летний отставной урядник Кирилл Михайлович Хоруженко, «поведения очень хорошего. Дом имеет». В качестве просфорни указана в документе «дочь казака станицы Воронежской девица Евдокия Ивановна Пушкарева, получает за печение просфор трид- цать рублей из кошельковых сумм, 46 лет. Исполняет свои обязанности очень хорошо. Дом имеет» [10. Л. 113 об.]. В приходе пос. Праздничного в это время числилось 115 дворов, 460 урядников и казаков и 470 женщин [10. Л. 116 об.].

В январе 1895 г. в храм Вознесения Господня был назначен новый священник Г.Е. Чирков; отец Леонтий Шрамко впоследствии служил в храме ст. Васюринской [11. С. 85]. Согласно клировым ведомостям о церквах 12-го благочинного округа за 1895 г., священник Герасим Ефимович Чирков имел от роду 42 года, происходил «из казачьих детей станицы Передовой Баталпашинского отдела». В 1874 г. он окончил курс Кубанской учительской семинарии со свидетельством на звание народного учителя. Служил учителем, а с 1880 г. и псаломщиком церкви Александрийской станицы Терской области, затем псаломщиком Николаевской церкви слободки Кисловодской Терской области. В 1883 г. Герасим Ефимович переведен в станицу Крыловскую Кубанской области, где 6 марта 1885 г. был рукоположен в сан диакона, а 4 июля 1887 г. «за усердную службу в местной церковно-приходской школе грамотности удостоен архипастырского благословения» [12. Л. 135 об.]. В октябре 1888 г. он был утвержден учителем одноклассного церковно-приходского училища в этой же станице, а 29 сентября 1889 г. перемещен в Ставропольский Иоанно-Мариинский монастырь, где служил законоучителем церковно-приходской школы. 1 декабря 1890 г. Герасим Ефимович назначен к Успенской церкви ст. Васюринской, 4 декабря рукоположен в сан священника. В ст. Васюринской он состоял также законоучителем двухклассной министерской и церковно-приходской школ.

18 января 1895 г. Г.Е. Чирков был перемещен к Вознесенской  церкви пос. Праздничного [12. Л. 135 об.]. «Пастырские обязанности знает хорошо, – сообщала о нем ведомость, – по службе деятелен и исправен, должность законоучителя проходит с усердием, судим не был, в семействе у него жена Пелагея Аникеева, 43 года, дети их Николай, 16 лет, Феодор, 15 лет» [12. Л. 135 об.].

В Праздничном к этому времени действовала церковная школа, в которой обучалось 34 мальчика и 10 девочек. Заведующим и законоучителем школы состоял отец Герасим. Учительницей церковно-приходской школы грамотности служила 30-летняя Александра Родионовна Бакланова, учителем пения – псаломщик Александр Иванов [12. Л. 132 об. – 133].  Обязанности просфорни исполняла Евдокия Пушкарева, а церковного старосты – отставной казак Григорий Петрович Новосильцев, 51 года, избранный на трехлетие в 1895 г. [12. Л. 138 об.]. В приходе пос. Праздничный к этому вре- мени числилось 107 дворов урядников и казаков (429 мужчин и 459 женщин), 106 дворов иногородних (427 мужчин и 320 женщин); кроме того, на р. Бейсужек 13 дворов урядников и казаков (52 мужчины и 49 женщин) и 86 дворов иногородних (337 мужчин и 387 женщин). Имелась одна старообрядческая семья (3 мужчин и 2 женщины) [12. Л. 141 об.].

Весной 1901 г. приход возглавил священник А.Г. Соболев. Александр Георгиевич Соболев родился в 1862 г. в семье диакона, окончил курс в Кубанской учительской семинарии, в 1884––1890 гг. учительствовал в Кубанской области. 13 февраля 1891 г. по прошению Первосвященнейшим Евгением, епископом Ставропольским и Екатеринодарским, определен на диаконское место к Ставропольскому кафедральному собору. Тогда же назначен преподавать закон  Божий во 2-м отделении образцовой школы при Ставропольской духовной семинарии. 26 августа 1891 г. рукоположен в сан диакона. 3 сентября 1891 г. А.Г. Соболев был перемещен к Косьмо-Домиановской церкви ст. Родниковской, где состоял законоучителем. В марте 1900 г. он уволился из Ставропольской епархии вследствие перехода на службу в Тифлисский экзархат. 2 апреля 1900 г. архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии он был рукоположен в священники к молитвенному дому с. Спасского Карской области. Но в Закавказье Александр Георгиевич не прижился и 11 апреля 31901 г., согласно прошению по резолюции Преосвященнейшего Агафодора, епископа Ставропольского и Екатеринодарского, был перемещен к Вознесенской церкви х. Праздничного [13. Л. 124 об. – 125 об.]. «Имеет в станице дом, –сообщала ведомость за 1904 г. – Пастырские обязанности знает хорошо. По службе деятелен и исправен. Поведения весьма хорошего» [13. Л. 125]. В семье отца Александра имелась супруга Елена Филипповна, 30 лет (в 1904 г.) и сестра Мария Георгиевна, 44 лет.

«Для причта земли пахотной и сенокосной имеется 99 десятин, – сообщала клировая ведомость, – из которых священник пользуется 44 десятинами, диакон 33 и псаломщик 22 десятинами» [13. Л. 122]. «Общественных домов для причта нет, – говорилось в документе 1904 г. – Священник живет в собственном доме, а диакон и псаломщик в наемных от себя квартирах. Квартирных денег не получают».

В приходе к этому времени имелось 4 здания, принадлежавших церкви. Прежде всего, это – «деревянная церковная сторожка, крытая железом, крепкая, построена в церковной ограде для помещения сторожей». К ней в 1898 г. было пристроено деревянное окрашенное крытое железом здание «для народной читальни, внебогослужебных воскресных и праздничных собеседований и для приюта прихожан». Кроме того, церкви принадлежал деревянный крытый железом дом на церковной площади, подаренный казаком Василием Безбородовым для помещения церковно-приходской школы. На Бейсужских хуторах в 1901 г. урядник Сергей Ерыгин построил в 1901 г. и подарил церкви под помещение школы кирпичное здание, стоимостью 3000 руб. [13. Л. 122]. Таким образом, в пос. Праздничном действовали уже две школы: смешанная одноклассная в поселке и школа грамотности на Бейсужских хуторах.

Заведующим и законоучителем обеих школ состоял священник Александр Соболев. Учителем поселковой школы служил Георгий Санжар, попечителем состоял местный казак Никифор Немцов. Учителем школы грамоты Бейсужских хуторов работал окончивший курс в Убеженской второклассной школе казак Сергей Оспищев [13. Л. 123].

C 1897 г. диаконом в Вознесенской церкви служил Д.Ф. Евсюков. Дмитрий Федорович Евсюков родился в 1869 г., происходил «из казачьего сословия станицы Новодонецкой». Окончил курс в Кубанской учительской семинарии в 1888 г., затем служил учителем в училищах Министерства народного просвещения. 2 сентября 1897 г. резолюцией Преосвященнейшего Агафодора, епископа Ставропольского и Екатеринодарского был определен диаконоучителем к Вознесенской церкви пос. Праздничного. 22 июля 1898 г. рукоположен в сан диакона. До 1904 г. Дмитрий Федорович «вел обучение в местной церковно-приходской школе; с начала же сего учебного года (1904 г. – О. М.) занятий в школе по расстроенному здоровью не ведет, а платит из своих средств жалование учителю» [13. Л. 125]. В семье Д.Ф. Евсюкова имелись: жена Дарья Павловна, 26 лет, сын Николай, 2 года, дочери: Евлампия, 7 лет, Валентина, 6 лет, Татьяна, 4 года. «Читает и поет хорошо, – аттестовало епархиальное начальство Д.Ф. Евсюкова. – Свои обязанности исполняет исправно. Поведения очень хорошего» [13. Л. 126]. 11 марта 1905 г. Д.Ф. Евсюков был перемещен к Александро-Невской церквист. Новомалороссийской, а на его место переведен из ст. Старомышастовской Василий Коняхин. Псаломщиком в Вознесенской церкви в 190 г. служил 24-х летний Леонтий Иванович Николайченко, сын священника ст. Староминской. При нем жила его мать, вдова Анастасия Михайловна. Обязанности просфорни с 1901 г. исполняла дочь диакона, Мария Георгиевна Соболева (1860 г. р.). Церковным старостой с 1901 г. служил отставной казак Савва Иванович Шоталов (родился в 1859 г.). «Должность проходит с усердием и пользою для церкви», – аттестовало его начальство [13. Л. 128 об.].

28 мая 1901 г. было утверждено постановление о преобразовании пос. Праздничного в ст. Раздольную. Преобразование произошло в июле 1903 г. [14. С. 53]. В 1904 г. в церковном приходе ст. Раздольной числилось 146 дворов урядников и казаков (587 мужчин и 695 женщин) и 125 дворов иногородних (503 мужчины и 446 женщин), 1 двор духовных лиц (4 мужчины, 7 женщин).

Кроме того, имелось 19 дворов на владельческих участках Владимира Палаженко и Анастасии Майбородки (76 мужчин и 60 женщин); 6 дворов на владельческих участках Захария Иванова (25 мужчин и 32 женщины). На р. Бейсужек имелось 22 двора урядников и казаков (89 мужчин, 89 женщин) и 154 двора иногородних (616 мужчин, 607 женщин) [13. Л. 129 об.].

В начале 1908 г. священник Александр Соболев умер [15. С. 703]. В ст. Раздольную был назначен священник В.Ф. Сперанский. Владимир Федорович Сперанский родился в 1873 г. «Отец его был священником в станице Вуланской, Георгие-Афипской и Петровской, где и скончался», – отмечено в ведомости 1910 г. [16. Л. 130 об.]. В 1895 г. Владимир Федорович окончил Ставропольскую духовную семинарию по 2-му разряду и был назначен диаконоучителем к Рождество-Богородицкой церкви ст. Троицкой Кубанской области. В 1898 г. рукоположен в сан диакона, 8 сентября этого года – в сан священника и назначен «на штатное священническое место в Михаило-Архангельской церкви ст. Староджерелиевской Кубанской области». Здесь он состоял заведующим и законоучителем одноклассной церковно-приходской школы, занимался активной общественной деятельностью: духовенство 3-го благочинного округа не раз избирало его депутатом общеепархиальных и окружных съездов. В январе 1902 г. он был перемещен к Николаевской церкви ст. Неберджаевской Кубанской области.

Здесь он состоял заведующим и законоучителем женской школы грамоты и законоучителем в министерском училище, исполнял обязанности благочинного 2-го округа Кубанской области «во время месячного отпуска благочинного»; «духовенством 2-го округа Кубанской области 1 мая 1903 г. избран кандидатом к окружному миссионеру и утвержден в сем звании Его Преосвященством 1903 августа 27» [16. Л. 131 об.]. 30 марта 1905 г. отец Владимир «по вниманию к отлично усердной и полезной пастырской службе награжден набедренником». 14 июня 1908 г. В.Ф. Сперанский по резолюции Выскопресвященнейшего Архиепископа Агафодора, согласно прошению, «перемещен на штатное место к Вознесенской церкви станицы Раздольной» [16. Л. 131 об.]. В ст. Раздольной отец Владимир состоял заведующим и законоучителем одноклассной церковно-приходской школы, заведующим одноклассной церковно-приходской школы хутора Бейсугского и законоучителем в министерском училище. «Поведения отличного. Проповедует с усердием. В исполнении своих обязанностей весьма точен и аккуратен», – аттестовало В.Ф. Сперанского начальство [16. Л. 131]. 30 марта 1911 г. священник ст. Раздольной был награжден скуфьею. Из местных приходских средств священник получал 900 руб. в год. В семье отца Владимира была супруга Наталья Георгиевна (родилась 19 августа 1878 г.). По данным краеведа С.М. Сынчи, изучавшей архивные материалы администрации Кореновского района, В.Ф. Сперанский служил в ст. Раздольной вплоть до 1918 г. [17. С. 196].

Ведомость 1910 г. так описывала состояние прихода ст. Раздольной: «Церковь построена в 1891 г. тщанием прихожан. Зданием деревянная на каменном фундаменте с таковою же колокольнею в одной связи, крепка, покрыта железом, внутри, снаружи, а также и крыша окрашены масляною краскою. Престолов в ней один – Во имя Вознесения Господня. Утварь достаточная. При штате при ней положены: священник, диакон, псаломщик и просфорня. Жалования нет. Кружечных доходов за 1910 г. получено 1800 руб. 21 коп.

Причтовая земля, которую обрабатывают сами члены причта частью, а частью сдаваемая в аренду. В ограде при церкви дом для помещения сторожей с пристроенной к нему народной читальней и две церковно-приходские школы. Метрические книги с 1892 г. Исповедные росписи в целости с 1893 г. Две церковно-приходских школы, учрежденных на хуторе Бейсужском 1901 г. и в стан. Раздольной в 1895 г., и министерская в той же станице, учрежденная в 1898 г. Церковная школа помещается в доме собственном и на содержание ее отпускается с Екатеринодарского отдела Ставрополь- ской епархией 300 руб. В сем поступило в 1910 г. – 164 руб. 17 коп.

В сем году в ней обуч. 96 мальчиков, 24 девочки. 2-я в ст. Раздольной содержится на местные средства, каковых в 1911 г. поступило 400 руб. 43 коп., обучается в ней 22 мальчика и 43 девочки»

Диаконом в церкви ст. Раздольной в эти годы служил Василий Иванович Коняхин. Он родился в 1878 г. в семье ставропольского мещанина, «обучался в Ставропольской духовной семинарии, из коей, согласно прошению, уволен из 1-го класса в 1897 году» [16. Л. 132 об.]. 23 июня 1899 г. он был «определен на штатное место и.д. псаломщика к церкви стан. Старомышастовской Кубанской области». Служил здесь учителем пения. 11 марта 1905 г. определен на «штатное место диакона к церкви станицы Раздольной», а 3 апреля 1905 г. был рукоположен в сан диакона. С 1 сентября 1905 г. по

1 октября 1907 г. состоял законоучителем церковно-приходской школы. По данным С.М. Сынчи, Василий Коняхин служил диаконом в ст. Раздольной до 1919 г. [17. С. 196]. Семью В.И. Коняхина помимо него составляли: супруга Зоя Никифоровна (родилась 20 июня 1879 г.), сыновья – Николай (родился 4 февраля 1904 г., Михаил TT4 1 Tf1(20 мая 1906 г.), Петр (1 июля 1908 г.); дочь Зоя (род. 22 ноября 1910 г.). «Поведения весьма хорошего; в школах не занимается», – характеризовала В.И. Коняхина ведомость 1910 г. [16. Л. 133]. В ст. Раздольной диакон Василий имел собственный дом, в котором проживал со своим семейством.

Псаломщиком при Вознесенской церкви продолжал служить Леонтий Михайлович Николайченко. Он родился в 1880 г. в семье священника, окончил курс двухклассного министерского народного просвещения училища, в 1900 г. был определен исполняющим дела псаломщика к молитвенному дому х. Черного. 4 февраля 1904 г. его перевели в ст. Раздольную. Л.И. Николайченко был женат на Екатерине Ивановне (родилась 24 ноября 1888 г.), имел дочь Галину (родилась в октябре 1909 г.). «Поведения весьма хорошего, – аттестовала Л.И. Николайченко ведомость 1910 г. – Безвозмездно преподает пение в церковно-приходской школе» [16. Л. 134]. Из казны Леонтий Иванович содержания не получал, лишь из местных приходских средств ему платили жалование 300 руб. в год [16. Л. 133 об.]. Состояние источников пока не позволяет установить, до какого вре- мени служил в приходе ст. Раздольной Л.И. Николайченко.

В 1916–1918 гг., по данным С.М. Сынчи, здесь служили псаломщик Петр Донецкий, и. д. псаломщика Стефан Жук; в 1919 г. – и. д. псаломщика Илия Романцов [17. С. 196].

Просфорней, по ведомости 1910 г., по-прежнему числилась Мария Георгиевна Соболева. За свой труд она получала из попечительства о бедных духовного звания 40 руб. в год и 40 руб. в год из местной церкви. Кроме того, в причт входила вдова священника Елена Филипповна Соболева, которая получала из попечительства о бедных духовного звания 210 руб. в год и жила в собственном доме. Вместе с ней проживала ее племянница Александра (родилась 6 ноября 1904 г.). Церковным старостой в феврале 1909 г. на трехлетие был утвержден приказный Василий Андреевич Кундерев, 1859 г. р., о котором ведомость сообщала, что он «усерден и исполнителен».

Численность прихожан ст. Раздольной к 1910 г. составляла 266 дворов (1213 мужчин и 1153 женщины), в х. Бейсужском 206 дворов (541 мужчина и 516 женщин). В их числе 6 мужчин и 8 женщин принадлежали к духовному званию, 123 мужчины и 101 женщина к мещанскому сословию, 907 мужчин и 796 женщин – крестьянскому [16. Л. 135].

История церковного прихода ст. Раздольной содержит еще немало вопросов, связанных с повседневной жизнью причта, отношением к нему местного населения, состоянием народной религиозности. Для прояснения этих деталей необходимы дальнейшие архивные разыскания. Пока же не подлежит сомнению, что священники и церковнослужители Вознесенской церкви немало способствовали нравственному совершенствованию станичников, развитию просвещения и грамотности, внесли заметный вклад в развитие духовной жизни местных казаков и иногородних крестьян.

Примечания:

1. Дело мира и любви… Очерки истории и культуры православия на Кубани / научн. ред. О.В. Матвеев. Краснодар, 2009.

2. Матвеев О.В. Некоторые итоги и перспективы изучения конфессиональной истории славянского населения Северо-Западного Кавказа // Конфессиональные факторы в истории и культуре славянских народов и их соседей: материалы международной научно-практической конференции / научн. ред., сост. Э.Г. Вартаньян, О.В. Матвеев. Краснодар, 2012.

3. Справочникъ по Ставропольской епархiи. Составилъ свящ. Н.Т. Ми-хайловъ. Екатеринодаръ, 1910.

4. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 574. Оп. 1. Д. 1560.

5. Шахов Д.В. Воронежская станица (статистико-этнографическое опи-сание) // Кубанский сб. / научн. ред., сост. О.В. Матвеев. Краснодар, 2006. Т. I (22).

6. Колесников В.А. От служилых людей Московии: к 200-летию со дня

основания Темижбекской, Казанской, Тифлисской. Ладожской и Воронежс-кой станиц // Освоение Кубани казачеством: Вопросы истории и культуры / научн. ред., сост. О.В. Матвеев. Краснодар, 2002. Приложение № 4.

7. Кубанские областные ведомости. 1880. № 23. 14 июня.

8. Кавказские епархиальные ведомости. 1883. № 2.

9. Ставропольские епархиальные ведомости (СЕВ). 1888. № 10.

10. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК). Ф. 135. Оп. 50. Д. 358.

11. СЕВ. 1897. № 2.

12. ГАСК. Ф. 135. Оп. 53. Д. 373.

13. ГАСК. Ф. 135. Оп. 62. Д. 643.

14. Вахрин С.И. Биографии кубанских названий (популярный топони-мический словарь Краснодарского края) / под ред. и со вст. ст. В.Б. Виноградова. Краснодар – Армавир, 1995.

15. СЕВ. 1908. № 22.

16. ГАСК. Ф. 135. Оп. 68. Д. 587.

17. Сынча (Форсова) С.М. Страницы истории Кореновского района. Избр. ст. и очерки за 1998–2010 годы. Архивные материалы. Кореновск, 2011.

12

На один уровень выше